vlush (vlush) wrote,
vlush
vlush

Category:

"иоланта" (большой театр, режиссер - с. женовач)

к девятому (по счету) представлению "иоланты" критика успела повсеместно разнести постановку - за черствость драматического подхода, с которым женовач пытался оседлать оперное искусство (по идее дряхлое и нуждающееся в обновлении). критика была поделом. при том что, дать сюиту "щелкунчик" в прологе оперной сказки является, скорее, удачей, чем наоборот.
тем не менее, включение беспроигрышного "щелкунчика" произошло бестолково – зрителю не на что смотреть: оркестр, как известно, находится в яме, перед глазами - пустые декорации, а 20 минут впотьмах перед публикой бродит иоланта, переживая некое сказочное томление, бродит на манер сомнамбулы.
вместе с тем, женовач правильно отказался от садовых аллей, цветников и реквизита сказок тысячи и одной ночи, которыми прежде пытались распушить "иоланту". задан скромный рисунок, украшений никаких, герои оперы одеты строго в белое. при этом, почти все статисты пребывают на сцене со скудными движениями. режиссер, пытаясь удивить, перемудрил с пространством, за что пространство режиссеру отомстило. главным героем оперы оказался каркас ангара, возведенный на исторической сцене габта, и, по замыслу, разделенный на две части. одна часть каркаса щедро освещена, внутри нее происходит действо; вторая часть завешана темной тканью и не подсвечивается. идея автора -представить раздельно мир света и мир тьмы, - сама по себе интересна. но в солнечной части теснятся прелестницы в сорочках, пьют шампанское и веселятся, а в темной – блуждает (хотя чаще стоит, прислонившись к стене) слепая девушка. загнав почти всех артистов, включая двадцать подружек героини, в одну половину сцены, авторы фактически уполовинили ее полезную площадь, лишив преимуществ самих себя и привнеся дискомфорт зрительному залу. отмщение вылилось в тяжеловесную статичность - персонажам невозможно развернуться на сцене (роберт и водемон пели свои арии, стоя на стульях, им было элементарно тесно). кроме того, вместе с иолантой в тень незрячего мира попала вся левая часть партера. сам я находился в правой (приобретать билеты на "иоланту" надо только сюда, т.к. король прованса, водемон, марта, роберт, мавританский врач пели свои арии из правого угла). в довершение неумного архитектурного сооружения на сцене была возведена стена, служившая границей миров. если герой (водемон) оказывался на стороне иоланты – то его не было видно и едва слышно тем зрителям, которые слушали оперу в правой части партера: стена свою работу выполняла.
при всех этих искусственных препятствиях, тем страннее то, что мне понравились голоса. на первые составы я, как водится, не попадаю, а на вторые мне не везет. сегодня произошло исключение. кроме того, произошло дебютное выступление двух ведущих солистов (анна нечаева в роли иоланты, дмитрий попов в роли водемона). их первые выступления оказались трогательно трепетными и (в условиях скупой постановки) по-хорошему аффективными. анна нечаева - совершенная иоланта – эффектная, горячая, молодая, с драматическим потенциалом. вместе с тем, именно с нею, музыкальный театр здесь одолел драматический.
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments