vlush ([info]vlush) wrote,

Какие бермуды - такие треугольники (о статье А.С.Плахова)

На свежую голову перечитал статью Плахова "Наш бермудский треугольник", напечатанную не так давно газетой "Коммерсант" и посвященную критике мифа о возрождении отечественного кино по итогам сегодняшнего кинопроцесса. Мне кажется, если бы Плахову не надо было держать марку ведущего киноаналитика, включающую в себя деликатные комментарии по дерьмовым делам, он бы стал вполне порядочным кинопессимистом, поскольку иногда у него прорывается.
В двух словах, российское кино образца 2007 года, по Плахову, подобно таинственному "бермудскому треугольнику", в котором невозможно предсказать и гарантировать нормальную кинонавигацию. Подходя геометрически, непредсказуемость явлений обусловлена углами, образуемыми тремя прямыми: а) творчество; б) кинопроизводство; в) кинопрокат.
По части творчества становится нечего обсуждать, стоит лишь расшифровать этот бездонный как дырявый карман термин. По-плаховски он означает "генерация художественных идей". Всё сразу оказывается ясным - к творчеству вопросов нет. Дальше - кинопроизводство, даром, что не нуждается в творческих решениях: освоение государственного кинобюджета осуществляется (да и всегда происходило, и не только в кино) по другим критериям. Вновь слышим о вреде государственной политики в вопросах финансирования кинопроизводительства. Раздваиваюсь (не иначе как полгода назад в "ИК" обсуждали эту тему с участием французов, сетовавших на необходимость институционального финансирования проблемного кино). Кинопрокат гипотенузой подсекает острый угол. Тут однозначно согласен, поскольку факты налицо: например, как не удивиться предложениям по прокату легендарного фильма Мунджу (полтора зала в Москве). По аналогии, с этим решением дистрибьюторов, можно только догадываться, в каком сумраке они дрейфуют, натыкаясь и пропадая в злополучных треугольниках.
В заключение Плахов, не будь он трижды политиком и функционером, просвечивает свои ожидания и создает задел для широкой критики узкой кинообщественностью будущих кинопровалов, а именно в феврале, когда обнаружится отбор на Берлинский кинофестиваль. То есть Плахов уже будет не при чём - он ведь нас ещё в прошлом году предупреждал.
И Вас с наступающим, Андрей Степанович!
Tags: Джейлан_комменты, Плахов, Сулейман_комменты

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

  • 34 comments

[info]arsenk

December 19 2007, 11:50:48 UTC 4 years ago

он ещё один аспект не затронул - прокат "в столицах" явно не то же самое, что прокат в провинции.
хотя с общим впечатлением я согласен - как будто есть "россиское кино" (включая кинокритиков) и есть он отдельно, "великий и ужасный" Плахов, который с лёгкостью в следующем году из треугольника сделает квадрат, а потом обратно.

[info]vlush

December 19 2007, 14:09:12 UTC 4 years ago

Думаю, что провинцальные частности не входят в сферу интересов макрокиношной политики А.С.Плахова.

[info]arsenk

December 19 2007, 15:06:46 UTC 4 years ago

и зря. Если бы вник, то прыгал бы от радости, посмотрев на московский прокат. Из треугольника получился бы отрезок.

[info]vlush

4 years ago

[info]n_higginson

December 19 2007, 15:02:26 UTC 4 years ago

Название вы ловкое придумали... Захватывавющее внимание. Я прочитала статью Плахова и опять удивилась тому, что он у вас (у нас?) такой самый главный из кинокритиков... Словом, удивляться на самом деле тут нечему, вы все верно сказали... каковы бермуды... Выражение такое вдруг на ум пришло smooth operator... А каковы ваши прогнозы?

[info]vlush

December 19 2007, 15:57:39 UTC 4 years ago

У нас в этом году, Наталья, эта строчка ("какие б., таке т.") прозвучала в песне группы "Мумий тролль"; кстати, "smooth operator" у меня отозвалось похожим образом - как заглавие старой песни Sade.
Насчёт прогнозов - не совсем понял: моих относительно русскоязычного кино? Если да, то думаю и в следующем году пустоты буду заполнять люди известные и состоявшиеся (Сокуров, может Герман выпустит фильм, Муратова). Многие дебютанты этого года кажутся совсем случайными пассажирами (вроде упоминавшегося Плаховым Аслана Галазова).

[info]kabal_51

December 19 2007, 17:37:35 UTC 4 years ago

Плахов в своем репертуаре!

Будьте уверены, если бы мы жили в другом месте или в иное время, он все равно бы сварганил крайне пессимистический прогноз, а еще припомнил бы в конце -мол когда-то и где-то трава была зеленее, небо чище и проспекты длиннее. Что тут скажешь… универсальный критик.

[info]vlush

December 19 2007, 19:25:14 UTC 4 years ago

Скользкий он профи - иногда я ему завидую

[info]o_greenland

December 19 2007, 19:06:07 UTC 4 years ago

Прочла, впала в печаль...

[info]vlush

December 19 2007, 19:23:35 UTC 4 years ago

Вот, здрасьте! Я так понимаю, под Ваши проекты ресурсы уже получены. Выход фильмов - дело времени?

[info]o_greenland

December 19 2007, 20:23:40 UTC 4 years ago

Там бюждет значительно выше 1 млн. Так что всё весьма непросто с ресурсами... А недорогие да, снимаются в момент.

[info]vlush

4 years ago

[info]eugnat

December 20 2007, 14:02:04 UTC 4 years ago

Так как украинский кинопрокат в основном кормится российскими наработками (у нас в основном все на русском), то вставлю свои пять копеек. В Донецке все более-менее обстоит только с массовым кино, а с более-менее авторским кино можно ознакомиться только во время кинофестивалей, но они бывают редко. В обычный прокат авторское кино не попадает ни в коем случае (за редким исключением).

[info]vlush

December 20 2007, 14:08:44 UTC 4 years ago

Такая ситуация во всех городах-миллионерах: существуют шесть-семь мультиплексов с соответствующим репертуаром, а дальше всё зависит от человеческого фактора и инициативы на местах.
Скажите, а какие фестивали у Вас проходили в текущем году?

[info]eugnat

December 20 2007, 14:25:13 UTC 4 years ago

В Донецке только один мультиплекс, и тот в основном крутит ширпотреб: http://www.partner.donetsk.ua/culture/cinema/donsity/. Это рабочий город, и с культурой в нашем городе-миллионере слабовато. В принципе, старые переоборудовали хорошо, но с двумя кинозалами сильно не разгонишься. Лучше всего с этим в Киеве.

Только один кинотеатр "Звездочка" показывает фестивальное кино, но в очень неудачное время (обычно это малый зал на 22.30). Совсем недавно прошел фестиваль британского кино, были еще показы французских и восточных лент. О ретроспективах вообще речь не идет (www.kino.dn.ua).

[info]vlush

4 years ago

[info]eugnat

4 years ago

[info]nazaemon

December 20 2007, 15:19:18 UTC 4 years ago

господдержка разная бывает. есть британская и корейская версия например очень успешные в плане организации и продвижения собственного кино не только на родине, но и во всем мире. а есть русская где "министерство по культуре и кинематографии" представляло фильм "ночной дозор".

об этом то он и пишет что русская господдержка чудовищна и мешает из-за своего несовершенства, а не факта существования. никто не раздваивается. еще вот квоты в на зарубежное кино введут, тогда совсем весело будет. "Единая Россия" уже обещала.

[info]moovie

December 20 2007, 21:38:42 UTC 4 years ago

Я, конечно, догадываюсь...
Но как раз с новым, верхним и "закрытым" постом у меня есть вопрос. Вы выделили первым местом фильм "Божественное вмешательство". Я все время хожу вокруг него в одном из магазинов и не решаюсь купить. Скажите, пожалуйста, о чем он и чем так хорош?

[info]vlush

December 20 2007, 22:16:29 UTC 4 years ago

При первом (театральном) просмотре я отметил, что фильм Сулеймана слишком щадящий - абсурдный (но недостаточно), смешной (но недостаточно), оригинальный (но не настолько). А вот в этом году "Б.В." показывали по "Культуре", и я не мог оторваться, поскольку во всех этих "недостаточно" оказалась сокрыта этическая позиция художника, который берется за смертельно опасную тему; и две враждующие стороны у него обезаруживаются силами искусства - лирики, гротеска, трагедии. Такое ощущение, будто клоун разминирует минное поле. И смешно, и нет.
Я смотрел фильм в 2004-м году, но спустя три года наблюдаю, что подобных картин (ближневосточная конфликтная тематика на языке Жака Тати) в мировом кино больше не появилось, и от этого ценность фильма Э.Сулеймана ещё больше возрастает. Кроме того, удивительно, какое здравомыслие и остроумие проявляет автор, ведь фильм снят в самом кратере вулкана.

[info]moovie

December 20 2007, 22:26:40 UTC 4 years ago

Спасибо. Я так и знал, что фильм все равно не пройдет мимо меня. По-моему, и Сергей Валентинович хорошо отзывался о нем. Подь Ваше описание, как я понимаю, попадает и соответствующий Чаплин с Китоном.

[info]vlush

4 years ago

[info]moovie

December 20 2007, 21:42:27 UTC 4 years ago

Да, и "Времена года" действительно оказались лучше "Отчуждения"?

[info]vlush

December 20 2007, 21:59:03 UTC 4 years ago

Для меня "Времена года" однозначно лучше: здесь жестче структура, несмотря на видимую атмосферность, автор артикулирует эмоцию, которую хочет передать - разочарования в своих чувствах, необходимости передышки.
Есть ещё такое достоинство: будучи фотографом, зарекомендовав себя как постановщик ярких натурных (на грани глянцевой выхолощенности) кадров, Джейлан всячески избегает искусственной красоты. Насколько может. Если в прежнем фильме были закосы под Тарковского, то здесь - под Антониони; и более удачно.

[info]moovie

December 20 2007, 22:03:30 UTC 4 years ago

Звучит убедительно, спасибо. Рад, что картина наконец-таки дошла до хотя бы московского зрителя.
Я, признаюсь, с Джейланом еще вовсе не знаком - не встречал "Отчуждения". Но мне было интересно узнать развитие этого автора в связи с новой картиной.

[info]vlush

4 years ago

[info]moovie

4 years ago

[info]vlush

4 years ago

Deleted comment

[info]vlush

4 years ago

[info]yusev_alexei

December 21 2007, 02:06:41 UTC 4 years ago

а почему всё же на следующую запись комменты отключены?

[info]vlush

December 21 2007, 07:29:07 UTC 4 years ago

во избежание враждебных комментов и провокационных вопросов

Deleted comment

[info]vlush

4 years ago

[info]yusev_alexei

December 21 2007, 15:25:47 UTC 4 years ago

Не понимаю. Вообще-то чтобы этого избежать, нужно во всём журнале комменты отключить. Ведь всегда же можно откомментировать эту запись в комментах к предыдущей.

Не хочу чтобы Вы воспринимали мои слова как резкие, - но я с таким сталкиваюсь в первый раз, когда действительно хочешь что-то прокомментировать и не можешь (теперь это желание как-то прошло). Конечно, у какого-нибудь Руминова есть ЖЖ, где нельзя оставлять комменты, что является больше саморекламой. Всякий же редкий раз, когда я вижу данный прием, он применялся оправданно (какие-то личные человеческие утверждения, действительно не нуждающиеся в комментариях)

А так Ваш ЖЖ мне нравится. Нашел я его по программе, которая показывала журналы юзеров, которые имеют много тех же френдов, как и ты.

[info]vlush

4 years ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…