vlush ([info]vlush) wrote,

«Лурд» /Lourdes/, 2009, Франция-Австрия-Германия, реж. Джессика Хауснер

К сведению: в русском Интернете появился DVDRip «Лурда» – остроумной притчи о страстях и пороках, страхах и зависти, которую мне неделю назад сподобилось посмотреть в почти пустом зале замечательного кинотеатра «Пионер». К счастью, кино, удостоенное приза ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции-2009, оказалось лишено как скороспелого ёрничества, так и дежурного для австрийцев тяготения к кинематографу «холодной агрессии». Австриячка Хауснер, прежде не срывавшая звезд с неба, по-настоящему удивила не артхаусным этюдом, не случайно проклюнувшейся удачей, но чувством зрелого «большого кино», состоявшегося и концептуально, и художественно. Самое удовольствие проистекает из того, что при обозначенных намеках на религиозно-философский тренд а-ля Дюмон, «Лурд» волшебно проскочил эту затхлую яму французского самолюбования. И если уж проводить современные параллели, то я бы рискнул вызвать на сравнение с «Лурдом», ироничной элегией о «курорте души», другое произведение, которое своим названием тоже обозначает точку туризма как места отправления человеческих надобностей («Лансароте»). С точки зрения кино Хауснер шагнула дальше, оказавшись на волне того магического бунюэлевского реализма, про который однозначно не скажешь то ли он антиклерикальный, то ли религиозный. Между прочим, герои «Лурда» за завтраком обмениваются снами, как положено в фильмах испанца, притом, что путешествие паломников представлено сугубо реалистично, приземлено квазидокументальной манерой, действительными элементами и географическими подробностями. «Лурд» - аскетический и сухой, как распорядок дня монаха-францисканца, но богатый на микро-события и волшебные детали, к которым следует отнести и зримо обозначенную божественную волю, от присутствия которой становится тепло, несмотря на холод, источаемый божественными созданиями. Оценка – 5 (из 6).
Tags: 2000's, Австрия, Венеция-2009, Хауснер

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

  • 20 comments

[info]occuserpens

July 11 2010, 18:52:21 UTC 1 year ago

Moving between heaven and hell, or perhaps just sky and earth, the pilgrims who walk and tremble and are sometimes pushed through “Lourdes” in wheelchairs are usually seen at a remove. One exception is Christine, a young woman with multiple sclerosis who is played by the French actress Sylvie Testud. Tucked into a wheelchair, her limbs immobile and hands tightly curled, Christine looks around her — at the other visitors, the helpful aides, the strange locale — with a gaze that seems at once incurious and beatific.

Хмммм... это не что-то вроде "Мариенбада"?

[info]vlush

July 11 2010, 19:42:52 UTC 1 year ago

sclerosis не в смысле программной забывчивости, влекущей за собой череду загадочных встреч, а, собственно - болезнь, которая приковала к инвалидной коляске гл.героиню. Однако в Лурде происходит одна подобная встреча. Героиня Тестю увлекается импозантным итальянцем, с которым она встречалась в рамках предыдущего паломничества, грубо говоря, "в прошлом году в Риме".

[info]occuserpens

July 11 2010, 20:01:04 UTC 1 year ago

Я имею в виду полнейшее отсутствие действия и сюжета. Какой уж тут сюжет, если герой - девочка-инвалид?

[info]vlush

July 12 2010, 14:21:25 UTC 1 year ago

Не, с сюжетом там все в полном порядке, и даже кульминация есть ("Феличита"), как в жанровом кино.

[info]occuserpens

July 12 2010, 16:46:06 UTC 1 year ago

Если это не напыщенная слайдовая галерея, посмотрю :)

[info]detkina

July 11 2010, 19:32:18 UTC 1 year ago

пожалуйста, если можете, помогите найти. находится испанский, итальянскй и даже польский. а вот русский что-то нет. tdetkina(собачика)gmail(тчк)ком
заранее благодарна.

[info]avallon_apple

July 12 2010, 10:10:59 UTC 1 year ago

тестю чудесная. да и кино, как ни странно, ну ничто же не предвещало насчет хауснер, хорошее. вот странные вопросы задают граждане насчет сюжета. понимаю, спойлер для многих это как предательство. но что же, сами не могут догадаться, в чем сюжет, если героиня - инвалид?

[info]vlush

July 12 2010, 14:19:21 UTC 1 year ago

Насчет концовки, кстати, интересно Ваше мнение. Как Вы читаете финал? Девушка снова стала инвалидом, хэппи-энд не случился? Спрашиваю оттого, что мне концовка показалась не такой очевидной.

[info]avallon_apple

July 12 2010, 17:34:38 UTC 1 year ago

ну, все мы все знаем из интернета, и то, что бывают ремиссии, тоже) прелесть фильма, конечно, в неочевидности. и ум автора в этом тоже. а ведь она могла бы, судя по ее личному мировоззрению, просто сделать сеанс черной магии с разоблачением, неприкрытую сатиру. большинство так и сделали бы. а в обратном направлении сделать, на мой взгляд, уже ничего невозможно - после рассекая волны. и что тут скажешь о фильма прошкина-арабова чудо - только плевами пожмешь. вроде такой материал яркий, благодатный, эффектный. а кино бессмысленно-сатирическое. а вот хауснер, с ее совсем трэшевым отелем и никакой милой ритой в загашнике, смогла все-таки добиться куда большего, и уж по части аллюзий и ассоциаций много большего. я прям была очарована этим фильмом.

[info]vlush

July 12 2010, 18:00:35 UTC 1 year ago

final

Если позволите, сам поспойлю. Вспомним последний эпизод. Ухажер мнется и линяет после того, как девушка, на которой прилюдно была поставлена божественная печать, прилюдно же и грохнулась. Она стоит у стенки, словно раздетая, и всем (и ей самой) неловко. За миг до этого она кружилась в вальсе жизни, ей было плевать на косые взгляды и зависть посторонних тетушек, она строила планы на семью и счастливую, пышащую здоровьем, жизнь. И вдруг Провидение ей подбросила свинью, вновь указывав на место инвалида. Это как случается с похудевшими толстяками, набирающими вес, несмотря на всякие липосакции и баллоны внутрь. Бывших толстяков не бывает - бывают измученные. Бывших инвалидов тоже не бывает - они по жизни с собою носят свои комплексы, и любую бытовую Нелепость готовы воспринять как волю Провидения.

И вот тогда - разуверившись в недостижимом счастье здорового человека (которое вдруг оказалось достижимым), поняв ту грустную вещь, что здоровый человек не чувствует себя непременно богатым, гармоничным и спокойным, девушка теряет цель. Знание умножает печаль. Тестю, сравнявшись с теми двуногими, что стоят и ходят на своих ногах, тогда как, между прочим, раньше смотрела на них снизу-верх, осознала недостижимость земного счастья. И добровольно вернулась в скорлупу. Факт остается фактом: без всяких к тому физических побуждений, собственноручно, она опустилась в инвалидное кресло. Душа, боровшаяся за жизнь, сломалась, и дальше она нам уже не интересна. Героиня вышла из кадра.

[info]occuserpens

July 13 2010, 02:16:11 UTC 1 year ago

Re: final

Скачал и титры нашлись. Английские, русские не сработали. Первое беглое впечатление - здорово. Конец посмотрел, вовсе не факт, что это "Цветы для Элджернона". Может быть и так что не все сразу. В общем, буду смотреть. Спасибо :)

[info]avallon_apple

July 13 2010, 10:07:15 UTC 1 year ago

Re: final

да, финал сделан тонко, а тема дает достаточно широкий спектр для трактовки. исходя из личного опыта общения с безнадежными инвалидами я как раз даже могу несколько переиначить вашу: она не сломлена обманувшим ее чудом, а отказывается от него, потому что даже в инвалидности (увы, такова человеческая природа, секрет выживаемости вида) есть свои преимущества, к которым человек быстро прилаживается. а то, к чему приладился, удобнее, чем новые и более многосоставные проблемы, которые включают в себя постоянный труд преодоления. чудо - оно же достается без труда в обычных системах координат. вот в рассекая волны - там показана работа ради чуда. на такое никто не согласен. всем нужно чудо просто так. а простотаковое чудо - оно как карета для золушки, через несколько часов снова становится тыквой. слушайте, все-таки какое хорошее кино, а?

[info]vlush

July 13 2010, 15:24:27 UTC 1 year ago

Re: final

А у меня еще такой был финал: что девка всех обманула. Т.е. решила не выпендриваться и дожить в кресле до конца паломничества. Ей же каждый встречный поперечный хроник желал подножки - от такого луча г..на не то что больной, здоровый окочурится. Короче, после падения Тестю собралась с мыслями, села в кресло и откатилась за занавес. А потом: встала себе и пошла с песней по жизни. Вариант финальчика меркантильный, конечно, но бодрый, и в принципе тоже вполне религиозный, типа верь и тебе воздастся. Но, плиз, не рисуйся, и там, где не надо, валидность свою не выпячивай, уважай ближних. Это ж свинство тоже - девушка встала и айда на танцы. А ты подумала о соседе? Обожди с гулянками пару дней, не трави народ.
Ага, хороший фильм, и опять, получается, божеский.

[info]avallon_apple

July 14 2010, 01:01:56 UTC 1 year ago

Re: final

так что и агностики понимать умеют)

[info]vlush

July 17 2010, 17:32:01 UTC 1 year ago

Re: final

а Хауснер агностик?

Deleted comment

[info]vlush

July 17 2010, 17:21:44 UTC 1 year ago

Re: final

Если мы говорим о "пребывании на водах", у меня было сравнение с губенковским "Из жизни отдыхающих", где герои на миг попадают в другую среду и их слегка начинает колбасить. Понятно, что Тарковский и Феллини - это измерения, в которые вмещается весь мир, и для Хауснер там тоже найдется местечко. Но с Тарковским можно сравнивать (мне кажется так) лишь по очень общим пересечениям (Бах, религия, исцеление); архитектоника другая. Мне кажется, что византийское мировоззрение Тарковского весьма бы возмутило австриячку, если бы эту параллель ей поставили на вид, как, впрочем, и Тарковскому бы "Лурд" не понравился, вот я почему-то уверен в этом.

Deleted comment

[info]zdobinutom

July 19 2010, 10:06:20 UTC 1 year ago

Re: final

невозможно верить в Бога и быть коммунистом. или - или.

Deleted comment

[info]zdobinutom

July 19 2010, 17:38:56 UTC 1 year ago

цитата из маркса, например:

"Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья."

если и коммунизм и христианство, то и то и другое невзаправду.

Deleted comment

[info]vlush

July 17 2010, 17:30:39 UTC 1 year ago

Фильм, безусловно, высказывается на тему веры и религии, но антиклерикальным он может быть в зависимости от отношений с реципиентом. Один верующий сочтет фильм оскорбительным, другой - поддерживающим веру. Как Вы помните, "Виридану" гнобили с обеих сторон: и советские критики, за избыточность религиозных мотивов, и истовые католики, за своевольное обращение с ценностями. Кстати, если продолжать тему сравнений, то "Виридиана" ближе всего к "Лурду": женщина является местом промысла высоких сил; даже структурно оба фильма похожи - и тот, и другой в своей кульминации прибегают к сценам банкета.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…